Поправки в закон "Об образовании": что изменится для педагогов?
Законопроект № 838058-8 вносит изменения в статьи 3 и 47 закона "Об образовании в Российской Федерации". Эти поправки направлены на уточнение форм поддержки образования и регулирование дополнительного профессионального образования педагогов. Рассмотрим ключевые изменения.
1. Поддержка различных форм образования
Пункт 11 статьи 3 теперь подчеркивает важность поддержки разных форм образования и самообразования, учитывая интересы личности, государства и общества. Акцент делается на развитие конкуренции в сфере образования, что может способствовать повышению качества образовательных услуг.
2. Новые требования к дополнительному образованию педагогов
Основные изменения касаются статьи 47, которая дополнена двумя новыми положениями:
- Часть 5¹: Педагогические работники, направленные работодателем на дополнительное профессиональное образование, должны проходить программы повышения квалификации или переподготовки в соответствии с профилем своей деятельности или для получения новой квалификации в сфере педагогики или управления образовательными организациями.
- Часть 5²: Лица, не являющиеся педагогами, но желающие работать по основным общеобразовательным программам, а также действующие педагоги, должны получать дополнительное образование только в государственных, муниципальных или иных организациях, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные корпорации или компании с госучастием. Это также касается организаций на территории "Сириуса", "Сколково", инновационных научно-технологических центров и общероссийских спортивных федераций (для сферы физкультуры и спорта).
3. Кого поправки не затрагивают?
Важно отметить, что новые требования не распространяются:
- на педагогов, уже имеющих дипломы частных образовательных центров, полученные до 1 сентября 2025 года;
- на лиц, принятых на обучение по дополнительным программам до вступления закона в силу;
Учитывая, что поправка внесена в статью 47, регулирующую статус и права педагогических работников, вероятно, новые правила касаются в первую очередь тех, кого школа или государственное учреждение направляет на обучение за счет бюджетных средств. Педагоги, самостоятельно выбирающие форму повышения квалификации, могут не попадать под эти ограничения, но окончательная ясность появится только после официальных разъяснений.
4. Вступление в силу и переходные положения
Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года. При этом его действие не распространяется:
- на тех, кто уже получил документ о дополнительном образовании до этой даты;
- на лиц, принятых на обучение по дополнительным программам до 1 сентября 2025 года.
5. Опровержение: "Педагогам с дипломами частных центров запретят работать"?
Это утверждение неверно. Закон не запрещает работать педагогам, уже имеющим дипломы частных образовательных центров, если они получены до 1 сентября 2025 года. Однако с этой даты дополнительное образование для работы по основным общеобразовательным программам можно будет получать только в организациях с государственным участием. Это не означает автоматического запрета на работу для уже действующих педагогов, но устанавливает новые требования для будущего обучения.
Аргумент против паники
Обратите внимание, что на обсуждениях законопроекта четко выделяется позиция по обучению за свой счет и за счет бюджета.
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Георгиевич, а можно уточнить? Скажите, вот законопроект начинается с таких слов, как переподготовка и повышение квалификации по направлению работодателей. А если, предположим, педагог захочет повысить квалификацию, пройти дополнительное, как говорится, обучение и так далее, а работодатель по той или иной причине не поддержит и не даст это направление, не будет ли эта фраза являться препятствием, чтобы пройти это дополнительное образование?
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Андрей Геннадьевич. Сегодня в соответствии с законодательством об образовании педагоги должны повышать свою квалификацию раз в три года, повышать квалификацию их направляет работодатель. Собственно, для этого в законопроекте есть фраза "по направлению работодателя". Часто в коллективные договоры, в трудовые договоры записывают положение о том, что работодатель направляет своих педагогов (мы говорим прежде всего об учителях общеобразовательных организаций) для прохождения повышения квалификации за счёт средств работодателя, - это важный момент. Вот когда я приводил статистику, за счёт чьих средств у нас программы ДПО проходят, говорил, что когда именно по направлению, то, естественно, за счёт образовательной организации, соответствующего бюджета, ни в коем случае не за счёт средств самого педагога. Именно про это. Образовательная организация направляет педагога и оплачивает его программу повышения квалификации. Если сам педагог хочет в свободное от работы время повысить свою квалификацию за счёт собственных средств - здесь никаких ограничений нет.
Вывод
Поправки направлены на повышение качества педагогического образования и контроль за подготовкой кадров для школ. Они не носят репрессивного характера, но вводят более жесткие критерии для будущих педагогов, особенно в сфере основного общего образования.
Однако без официальных комментариев Министерства образования данную поправку можно трактовать по-разному:
- Как ограничение только для бюджетных программ повышения квалификации.
- Как общее правило для всех педагогов, работающих по основным общеобразовательным программам.
Окончательная интерпретация станет ясна только после разъяснений ведомства или судебной практики. Пока же важно учитывать переходные положения и отсутствие запрета для уже работающих специалистов.